Особые приметы: Образование получил в престижном колледже «Хофстра», впоследствии получившем статус университета
Последние работы: Тетро
(2009), Молодость без молодости (2007), Ложное искушение (2006),
Мария-Антуанетта (2006), Кинси (2004), Трудности перевода (2003),
Джиперс Криперс 2 (2003), Платина (сериал) (2003), В моей жизни (ТВ)
(2002), Танго с убийцей (2002)
Наилучшее достижение: Золотой глобус, 1980 год (Лучший режиссер, Лучший саундтрек («Апокалипсис сегодня»))
Родился 7 апреля 1939 в Детройте, США., в итало-американской семье (отец – композитор Кармине Коппола), затем вместе с родителями переехал в Нью-Йорк.
После обучения в Университете Хофстра (факультет
драматического искусства) поступил на работу ассистентом к режиссеру
Роджеру Корману. Корман прославился не только тем, что снимал фильмы
ужасов с минимальным бюджетом, но и тем, что был первооткрывателем
плеяды кинематографистов, ставших впоследствии знаменитыми. В их число
входил и Коппола, который начал работу у Кормана с того, что
перемонтировал советский фильм "Небо зовет" (режиссеры А.Козырь и
М.Карюков, киностудия им. Довженко, 1959), вставил в него несколько
доснятых сцен и выдал за свой под названием "Битва за пределами солнца".
Его первой действительно режиссерской работой стал фильм
ужасов "Деменция 13", снятый под сильным воздействием "Психоза"
Альфреда Хичкока. В последующих кинокартинах Копполы, "Ты теперь уже
большой мальчик" и "Радуга Файниана" (с участием Фреда Астера)
понемногу начинает вырисовываться авторский стиль режиссера. Внимание к
деталям и тщательной прорисовке полноценных характеров героев
проявились в драме "Люди дождя" (1969), получившей приз на
кинофестивале в Сан-Себастьяне.
Успех "Людей дождя" у критики и премия «Оскар»,
полученная в 1971 Копполой за сценарий к фильму Франклина Шеффнера
"Паттон", принесли Копполе известность. В Голливуде заговорили о
подающем надежды молодом таланте. Чиновники киностудии «Парамаунт» в
1971 предложили Копполе постановку фильма по бестселлеру Марио Пьюзо
"Крестный отец". Книга
Копполе не понравилась и, скрепя сердце, он согласился взяться за этот,
по его мнению, развлекательный проект, в надежде закрепиться в
Голливуде в случае его успеха в кинопрокате. На главную роль Дона
Корлеоне был приглашен Марлон Брандо, на роль же его сына, Майкла студийные чиновники предлагали популярных молодых актеров Джека Николсона
и Берта Рейнолдса. Копполе, справедливо считавшему, что итальянца
должен играть итальянец (против выбора Брандо он, конечно же, сделать
ничего не мог), удалось настоять на кандидатуре никому не известного
28-летнего театрального актера Аль Пачино, игравшего в большом кино всего дважды. Выйдя на экраны в 1972, "Крестный отец"
стал одним из самых кассовых фильмов всех времен, обладателем трех
премий «Оскар» (за лучший фильм, лучшую мужскую роль для Брандо и
лучший адаптированный сценарий для Копполы) и одним из выдающихся
произведений искусства 20 в. Рассказ о жизни мафиозного клана был
представлен режиссером как будни большой американской семьи с ее
проблемами в бизнесе и конфликтом отцов и детей. По итогам опроса,
проведенного Американским институтом кино в 1997 среди деятелей
искусства и политиков США, "Крестный отец" занял третье место в списке ста лучших кинокартин столетия.
Следующая работа Копполы "Разговор" (1974), драма о
специалисте по прослушиванию, отразила страхи рядового американца перед
государственной системой. "Разговор" получил Золотую Пальмовую Ветвь на
кинофестивале в Канне. Сразу же после окончания его съемок Коппола
берется за продолжение "Крестного отца". Скорее всего, причиной стали
не уговоры чиновников «Парамаунт», стремящихся заработать на
популярности первой части, а вызов режиссера бытовавшему мнению, что
продолжение не может быть на уровне оригинала. По сравнению с первой
частью "Крестного отца" Коппола меняет структуру фильма: в продолжении
два временных пласта: молодость Вито Корлеоне (1920-е годы),
вынужденного стать на бандитскую дорожку, чтобы прокормить семью, и
зрелость его сына Майкла (конец 1950-х), утратившего семейную честь и
идущего на убийство брата. Результат превзошел все ожидания. По отзывам
прессы вторая часть "Крестного отца" (1974) получилась даже лучше
первого фильма, хотя в кинопрокате она прошла менее удачно, чем первая
часть, зато получает шесть «Оскаров»: из них – продюсер за лучший
фильм, и сам Коппола – 2 статуэтки, за лучшую режиссуру и лучший
сценарий. Это – пик его славы.
В 1975 студия «Парамаунт» объявляет о начале работы над
проектом "Апокалипсис сегодня", продюсером, автором сценария и
режиссером которого выступает Фрэнсис Форд Коппола. Проект основан на
романе Джозефа Конрада "Сердце тьмы", действие перенесено в джунгли
Индокитая времен Американо-Вьетнамской войны 1965–1975. В качестве
исполнителя главной роли называется Харви Кейтель, роли второго плана
(зловещего полковника Курца) – Марлон Брандо. Главным оператором
кинокартины становится Витторио Стораро, в те годы постоянный соратник
итальянского кинорежиссера Бернардо Бертолуччи.
В 1976 съемочная группа отправляется в 1976 работать на
Филиппины. В самом начале съемок вдруг выясняется, что Кейтель не
устраивает Копполу как исполнитель главной роли. В результате на
главную роль приглашается Мартин Шин, получивший известность благодаря
киноленте Теренса Малика "Пустоши". В условиях жары и тропических
болезней съемки проходят неимоверно сложно. Более того, Копполу
перестает устраивать сценарий, он переписывает сцены за ночь до их
съемки. Вертолеты филиппинских вооруженных сил, нанятые для съемок,
внезапно отправляются на борьбу с повстанцами. Группа, включая
режиссера, начинает принимать наркотики. Прибывший на Филиппины Марлон
Брандо не понимает, что конкретно он должен играть. И Мартина Шина
госпитализируют с инфарктом. Тем не менее, в конце 1977 съемки
закончены. Для Копполы наступает мучительный период монтажа,
растянувшийся на год. Находясь на грани срыва, он выбрасывает свои
«Оскары» из окна дома. В прессе муссируются слухи, что проект
"Апокалипсис сегодня" на грани катастрофы.
В мае 1979 Коппола привозит законченный "Апокалипсис
сегодня" на кинофестиваль в Канны. Фильм вызывает ошеломительные отзывы
и получает Золотую Пальмовую Ветвь. Однако на «Оскаре» Копполу уже
обогнал другой фильм о Вьетнаме, драма Майкла Чимино "Охотник на
оленей", названный «академиками» лучшим фильмом 1978. В итоге
номинированный по восьми номинациям "Апокалипсис сегодня", уступив
звание лучшего фильма 1979 мелодраме Роберта Бентона "Крамер против
Крамера", получает всего две статуэтки: за звук и операторскую работу
(Витторио Стораро). В любом случае факт остается фактом, что после трех
лет напряженнейшей работы Копполе удается создать шедевр кино,
произведение искусства, размышление о Зле и разрушающей силе Власти. По
опросу, проведенному в 1997 Американским институтом кино "Апокалипсис
сегодня" занял 26-е место в списке лучших кинокартин столетия. По
опросу, проведенному в 2002 популярным британским киноизданием
«Сайт'н'Саунд» (Sight & Sound) фильм занял первое место среди
мировых кинолент, вышедших на экраны с 1977.
Поставив подряд четыре этапных фильма в 1970-х, в 1980-е
Коппола продолжает снимать фильмы, но создается впечатление, что
режиссер утратил контакт с реальностью, остался существовать в своем
авторском мире, чуждом новаторских «течений» кинематографа. Все его
кинокартины, снятые в тот период профессиональны, но лишены свежести,
оригинальности и актуальности. Лучшей работой Копполы того периода,
вероятно, является "Бойцовая рыбка" (1983), мастерская стилизация под
«бунтарские» киноленты 1950-х. Попытка «скрестить» гангстерский фильм с
мюзиклом вылилась в яркий, захватывающий, но на редкость неровный "Клуб
Коттон" (1984), провалившийся в кинопрокате. "Пегги Сью выходит замуж"
(1986) получилась приятной романической комедией, имевшей успех у
зрителя, но не особо запоминающейся. В конце 1980-х Коппола
возвращается к прославившему его эпосу "Крестный отец" и начинает работу над его третьей частью. "Крестный отец
- 3" (1990, шесть номинаций на «Оскар», включая номинации на лучший
фильм года и лучшего режиссера) несмотря на размах постановки и
впечатляющие актерские работы, получился чересчур затянутым и
тяжеловесным.
В 1992 Коппола экранизирует роман Брэма Стокера
"Дракула", сделав акцент не на ужасах, а на трагической линии любви. В
результате "Дракула Брэма Стокера" получился завораживающим своим
визуальным рядом, но совершенно не пугающим и в целом посредственным.
Комедия "Джек" (1996), основанная на любопытном сюжете о мальчике,
который взрослеет в десятки раз быстрее, чем другие, имела ограниченный
успех в кинопрокате. И лишь в экранизации романа Джона Гришема
"Благодетель" (1997) чувствуется рука того великого режиссера, чьи
прежние работы оказали огромное влияние как на кинематограф, так и на
искусство в целом.
Дочь Копполы, София, пошла по пути отца. Её дебютная
картина «Девственницы-самоубийцы» по роману Джеффри Евгенидеса
произвела на публику неизгладимое впечатление, а последовавшие затем
«Трудности перевода» подтвердили статус Софии Копполы как талантливого
режиссёра.